Один из передовиков отечественной Интернет-торговли, бизнесмен Оскар Хартманн решил перенести европейский опыт онлайн-аукционов б/у автомобилей в Россию, создал интернет-сервис «СarPrice» и предложил любому владельцу подержанной машины продать свой авто более 600 дилерам в России на аукционе за 30 минут. Аналитическое издание «РБК» подсчитало, что за шесть месяцев работы через сервис было продана одна тысяча б/у автомобилей, оборот сервиса составил около 10 млн. долларов. Хартманн признаётся, что пока его бизнес приносит убытки, но он надеется, что 2015 год станет для него прибыльным.
Аналитики подсчитали, что за 11 месяцев прошлого года в России сделок купли/продажи б/у авто было зафиксировано почти 5,5 миллионов. Покупателей продавцы как правило находят через газеты, подобные изданию «Из рук в руки», таких 95%, оставшиеся 5 процентов (четверть их них москвичи и петербуржцы) обменивают старые на новые авто в салонах официальных дилеров.
Аукцион и не только
Своим сервисом «СarPrice» создатели решили цивилизовать российский рынок, объем которого по их оценкам составляет $60 млрд. в год, и предложит владельцам б/у машин простой способ продажи своего авто. Для этого нужно зайти на сервис, получив предварительную оценку, рассказать о его модели, возрасте, пробеге и так далее, посетить диагностику в одном из фирменных центров (сегодня есть таких четыре и все они в Москве) и уточнить стоимости машины.
После этого выставить авто на торги, к системе сегодня подключено чуть более 650 дилеров, активно скупают подержанные автомобили 600 из них. По результатам аукциона, как рассказывают создатели сервиса, стоимость авто оказывается выше минимум на 10 процентов той, что предложили бы автовладельцу в дилерском центре. Основатели сервиса уверены, что автовладельцам пользоваться его услугами выгодно, поскольку среднюю «легковушку» из Москвы, например, в Красноярске продать можно дороже процентов на 20.
Столичные дилеры
Большинство столичных дилеров к сервису относятся скажем так «с улыбкой», хотя первые результаты их не разочаровали, сотрудники компании отличные ребята, а политика компании — гибкая, предоставляется достоверная информация об автомобиле, но пока доля в объемах их закупок невелика. На сервисе в день появляется всего несколько новых предложений подержанных авто, для крупного дилера – это «капля в море».
Услуги сервиса в цифрах:
150–200 автомобилей в месяц
$1,5 млн — ежемесячный оборот
5% комиссия
80% аукционов за небольшими дилерами
«Всего несколько процентов»
Господин Гуриновича, говорит, что зарабатывает сервис на комиссии «в несколько процентов» от стоимости машины, она удерживается с победителя аукциона, то есть бывший владелец авто может просто получить все предложенные ему деньги, не неся никаких издержек. Бывает, что сервис сам покупает достойных для продажи кандидатов.
С момента начала работы сервиса в начале лета 2014 года оценку своих авто на сайте провели более 350 тысяч человек. Жители Санкт-Петербурга могут посещать сервисный центр, принадлежащий компании уже с начала 2015 года.
Конкурент
На российском рынке работает и другой «авториелтор» – «ReadyMotors», помогающий продавать подержанные машины с 2013 года. Компания собирает информацию о машинах, экспонируемых на продажу, проводит экспертизу, проверяет юридическую чистоту авто, оформляет техническую гарантию и сделку. От способа продажи авто и от количества рутины компания берет с продавца или 9 тыс. руб., или 3–5 комиссионных. Пока и у этой компании точка безубыточности не пройдена.